Родители и учителя должны знать: 6 мифов о суициде

Родители и учителя должны знать: 6 мифов о суициде

Кавита Кардоза, для американского интернет-издания NPR

Каждый день в США тысячи подростков пытаются свести счеты с жизнью: это самый страшный результат борьбы с различными психическими проблемами, которую ведут миллионы детей в этой стране. Школы, равно как и родители и врачи, играют важнейшую роль в том, чтобы распознать детей, находящихся в зоне риска. Одна из самых больших проблем — мифы, которые могут затруднить понимание происходящего.

«Люди вообще боятся этой темы, — говорит Дэвид Джобс, возглавляющий Лабораторию по предотвращению суицидов Католического университета. — Остается ощущение недосказанности, «неприкасаемой» темы».

Джобс отмечает, что одним из самых популярных и наиболее опасных  мифов о суицидах является миф, гласящий, что маленькие дети просто не убивают себя.

Это неправда.

Каждый год убивают себя дети, которым едва исполнилось пять лет. Еще мифы? Суицид — это спонтанное решение, принятое в горячке момента.

И это неправда.

Доктор Джобс отмечает, что дети могут неделями раздумывать о своей смерти и планировать ее. И тут, подчеркивает он, важную роль должна сыграть школа.

«Они дают понять друзьям, намекают, пишут сочинения, в которых эту мысль может прочитать учительница английского, что-то говорят тренерам», — утверждает Джобс. Единственное, чего никогда не сделает подросток, планирующий суицид — он не станет делиться с родителями.

Мы попросили Джобса рассказать нам про основные заблуждения, связанные с суицидами.

Миф 1.

Если вы заговорите с кем-то о самоубийстве, это приведет к суицидальным мыслям.

В нашем обществе и нашей культуре очень много проблем и споров, связанных с нарушением психического здоровья. Эти темы стигматизированы, и суицид — одна из самых больных тем. Как будто лучше замолчать, не трогать эту проблему, затолкать ее под ковер — а ведь это вопрос спасения жизней. Мы должны именно спрашивать, мы должны вмешиваться, если мы и правда хотим спасти чью-то жизнь. Надо говорить об этом прямо. «Ты совсем упал духом, ты думаешь о том, чтобы покончить с собой?». Да, вот так в лоб. Чем более открыто, тем лучше.

Миф 2.

Причина всех суицидов депрессия.

Это просто неправда. Депрессия у миллионов американцев. И лишь незначительное их число сводит счеты с жизнью. Очень незначительное число. Депрессия и суицид — не синонимы.

В среднем ежедневно сто с лишним американцев погибают в результате суицида. Из них 40–50 человек в депрессии. Другие диагнозы могут быть показательны — шизофрения, психотические расстройства, различные зависимости, тревожные расстройства. Дело не только в депрессии.

Миф 3.

Мы не можем предотвратить суицид.

Мы точно знаем, что при корректном распознавании, соответствующей поддержке и лечении, направленных на предупреждение суицида, мы можем изменить ситуацию и спасти жизни. В основном суицидально настроенные люди, которые говорят о самоубийстве, на самом деле не хотят умирать. В их общении, в исходящих от них предупреждающих сигналах, в намеках можно увидеть, что они вовсе не хотят совершать самоубийство, но нужно, чтобы окружающие умели увидеть эти знаки и правильно помочь.

Несомненно, одним из таких знаков является депрессия и… потеря концентрации. Люди становятся непохожими на себя. Фактором риска также является бессонница. Другими настораживающими сигналами могут быть раздражительность, отстраненность. И очень важный аспект: мы можем наблюдать эти симптомы у многих людей, которые вовсе не думают о суициде. По сути, все это накапливается в сознании человека, а потом он начинает думать: «Единственный способ разобраться со всеми бедами — это покончить с собой».

Миф 4.

Суициды всегда происходят спонтанно, под влиянием момента.

Люди обдумывают, размышляют, представляют себе ситуацию, воображают, пишут предсмертные записки, делают посты в интернете. Спустя много дней или недель, возможно, они сделают трагическую попытку. Есть очень серьезное исследование по данной теме, утверждающее, что суициды в принципе не бывают спонтанными. Всегда есть целая история, которую предстоит раскопать.

Решение может быть внезапным, но это случается весьма редко. Очень немногие люди, особенно среди молодежи и школьников, не станут сообщать о своих намерениях. Однако это исключение. Они будут намекать друзьям, писать сочинения, в которых эти мысли прочитает учительница, говорить учителям и тренерам. Когда люди начинают говорить самоубийстве, не стоит думать, что тревога ложная. Все очень серьезно.

«Очень важно, что дети говорят детям, потому что именно ровесники пользуются доверием. Обычно не говорят родителям, потому что за признанием следует крайне негативная реакция, вплоть до карательных мер. Поэтому именно школы должны стараться донести до детей, что общение с друзьями — это здорово, но если вы действительно считаете себя другом этого человека, то молчать о таких серьезных проблемах, как самоубийство — вряд ли пример хорошей дружбы. Эту информацию надо передать учителям, или директору, или школьному психологу, т.е. людям, которые могут привлечь профессиональную помощь».

Миф 5.

Маленькие дети, от 5 до 12 лет, не задумываются о суициде.

Маленькие дети сводят счеты с жизнью. В США каждый год самоубийство совершают от 30 до 35 детей младше 12 лет.

Для большинства из нас трудно представить, что совсем маленькие дети в возрасте 5, 6, 7 лет на самом деле знают, что значит «Я хочу убить себя». Но мы проводили исследования с маленькими детьми и знаем, что они действительно порой говорят эти слова. Они говорят это искренне и иногда совершают самоубийство. Чаще всего выбегают на проезжую часть, их сбивают машины. Мы немного знаем о самоубийствах маленьких детей. Литература, посвященная предотвращению суицида, начинается с возраста 12–14 лет. То есть даже с точки зрения профессиональной литературы маленькие дети якобы не могут совершить суицид. А это не так.

Миф 6.

Когда произошло самоубийство, хорошо созвать общее собрание всей школы.

В научной литературе и среде профессионалов существует мнение, что в поственции, т.е. оказании помощи после суицида, который произошел в школе, следует найти модель поведения, которая не приведет к раздуванию ситуации, чтобы другие дети не захотели последовать примеру пострадавшего.

Мы хорошо знаем, что дети и молодежь легко подвергаются влиянию, особенно восприимчивы к влиянию сверстников подростки. С точки зрения развития это нормально. Поэтому одна из проблем, которая тревожит нас в детском поведении, — это эффект подражания или эффект моделирования. В школьной системе ребенок, который казался практически невидимым, совершает самоубийство, и внезапно все только и говорят об этом ужасном происшествии.

И вот уже другие дети, которые наблюдают за всей ситуацией со стороны, могут сказать «Ух ты, я тоже могу такое сделать». Это природа суицидального мышления ребенка — они не раздумывают о суициде в рациональном ключе. И именно в такой ситуации самым опасным становится эффект моделирования. И мы начинаем волноваться о целых группах, об эффекте заражения.

С другой стороны, нельзя спустить ситуацию на тормозах. Мы пытаемся держаться золотой середины, когда произошедшее обсуждается, предоставляется вся необходимая информация и ресурсы, но школа в полном составе не идет на похороны.

Не стоит организовывать и общее собрание, где о суициде будут рассказывать профессионалы. Эти разговоры необходимо вести в небольших группах, особенно если речь идет о детях, которых суицид затронул в большей степени. Поэтому массовое назидательное мероприятие не нужно, и это в интересах самой школы. И уж точно это не лучший путь предотвратить подражания и другие суициды.

Американский фонд по предотвращению самоубийств (The American Foundation for Suicide Prevention) написал очень полезные руководства, которые предназначены именно для школы. Есть свои ресурсы и у Американской ассоциации суицидологии (The American Association of Suicidology). С помощью этих ассоциаций можно получить доступ к обширной литературе, в которой описываются лучшие практики школьной поственции.

Существует очень много исследований о том, как справиться с эффектом моделирования, чтобы к одному трагическому событию не добавились новые самоубийства.

Необходимо контролировать ситуацию, читать о проблеме и развенчивать мифы о суициде, бытующие среди детей и взрослых. Главное помнить: суицид можно предотвратить. Профессиональная помощь существует. Чуткость и внимание нам по силам.

NPR

Перевод Александры Матрусовой


www.matrony.ru