Тему отношений невесток и свекровей можно с уверенностью назвать темой № 1 женских форумов и соцсетей. Стоит хотя бы вскользь упомянуть свекровь, как тут же набегают сотни пользовательниц и оставляют тысячи комментариев. Кто-то кипит гневом, кто-то снисходительно фыркает, кто-то пытается увещевать разбушевавшихся невесток… Но основная идея реет, как флаг над городом: свекровь — зло.
Все претензии, какими бы они ни были, сводятся к одной: свекровь растила сына для себя, растила так, как она это видела, как ей удобней. Прочитав это утверждение в стотысячный раз, я задумалась. Вот я, мать троих сыновей. Для кого я воспитываю их? Для себя или для каких-то незнакомых мне девушек, которые через 5-7 лет появятся в их жизни и уведут моих мальчиков под свое крылышко? Думаю ли я о будущих невестках, воспитывая своих сыновей?
Ответ очевиден: нет.
Воспитывая и пестуя своих мальчишек, я думаю о том, какими они вырастут, я стараюсь привить им порядочность, ответственность, чувство долга, умение разрешать конфликтные ситуации без скандалов. Но я делаю это так, как вижу сама, исходя из личного опыта и личного представления обо всех этих качествах. Я плохая свекровь?
Возможно.
Не скажу, что я совсем не думаю о том, как сложится жизнь моих сыновей, и не скажу, что главное — чтобы они были при мне. Нет, я не хочу, чтобы они были при мне. Пусть не забывают, но при мне быть не надо. Они должны прожить собственную жизнь с ее шишками и синяками. Помочь, поддержать или, напротив, вправить мозги — да, пожалуйста. Но я не хочу делать их своими рабами.
Однако при этом я все равно воспитываю их для себя.
Почему?
Потому что требования к сыну и к мужу разные, и я как мать воспитываю своих сыновей как сыновей, а не как мужей.
Потому что у меня свои представления о том, каким должен быть «настоящий мужчина».
Потому что при всем своем желании я не смогу воспитать их для их будущих жен, как минимум потому, что я не знаю, какими они, эти будущие жены, будут. Я не могу предугадать их предпочтений, их воспитания, привычек, их представлений о том, каким должен быть хороший муж. Я не знакома с ними и думаю, что и они на данный момент даже не подозревают о том, что в неопределенном ближайшем будущем судьба сведет нас в качестве невесток и свекрови. И как бы я ни старалась воспитать детей «не для себя», у меня при всем моем желании это не получится по указанным причинам.
И — да — я требую от них, чтобы они вели себя так, как надо мне, как удобней мне, потому что живут они со мной, и, как мне кажется, я имею на это право.
Иногда я пытаюсь представить себе: как оно будет? Вот в один прекрасный день открывается дверь, входит мой сын с девушкой и сообщает, что они решили пожениться. Какой будет моя реакция? Точно могу сказать: плакать от счастья я не буду. Анализируя свое поведение, думаю, что моя реакция будет ближе к настороженности и недоверию. Да, к недоверию, причем к обоим: а не рано ли? А уверены ли они? А насколько они искренны в своих чувствах? А насколько эти чувства истинные?
Еще я думаю о том, как мы будем делить с невесткой кухню. С одной, потом со второй, с третьей? Поладят ли жены сыновей между собой или будут скрупулезно подсчитывать, кому я больше помогаю, у кого комната лучше? А возможно (и более вероятно), они уведут моих мальчишек жить к своим мамам, и я останусь одна. Как после такого сохранить хорошее расположение к ним, этим девочкам, как не обидеться на них, одним махом способных разрушить мой мир, который я бережно создавала 20-25 лет?
Когда-то я думала, что чтобы быть плохой свекровью, нужно иметь особый талант. Оказалось — нет, все гораздо проще. Первые звоночки я получаю уже сейчас. У старшего сына есть девушка, правда, отношения у них виртуальные — девушка живет в другой республике. Все их общение — переписка в скайпе. И все это мне было глубоко параллельно до тех пор, пока под Новый год сын не вышел из своей комнаты и не сказал, что его подруга передает мне поздравления.
Ого! Вот тогда я первый раз прочувствовала, что значит быть матерью сына. Знаете, какая первая мысль проскочила у меня? «Да кто она такая, чтобы передавать мне поздравления?!» Да-да, именно так. Я, которая всегда выступала за разумное урегулирование отношений между невестками и свекровями, подумала именно так! Во мне проснулась свекровь! И не просто свекровь, а свекрища! Со скалкой в руках и бигудюшками на голове, в старом халате и огромных плюшевых тапочках. Так и хочется сказать: «Забудьте все, что я вам тут говорила».
Этого не объяснить никакими моделями поведения, никакой логикой, никаким эгоизмом, воспитанием, ни чем вообще. Это сродни инстинкту, а может быть, и есть самый настоящий инстинкт — я, как курица, мгновенно растопырила крылья, желая уберечь сынка от возможных переживаний, связанных с отношениями с девушкой. Не с этой именно, а вообще. Не потому что девушка плохая или не нравится мне — просто, абстрактно, уберечь и все. Какая бы она ни была.
А со стороны я выглядела бы как ревнивая мамаша, растившая сына для себя. Даже не сомневаюсь в этом.
Но, поскольку я считаю себя все-таки умной тетенькой, я тут же осекла себя, а потом взяла в руки свои эмоции и инстинкты с рефлексами. Успокоилась и совершенно миролюбивым тоном ответила:
— Передай ей спасибо и взаимные поздравления от меня.
Сын ускакал в комнату счастливый, а я махнула 50 граммов коньяка и взялась за веник, размышляя о том, что же это такое я пережила.
Припадок ревности? Наверное, да, потому что в тот момент все мое существо восстало против этой девушки, которую я даже ни разу не видела в глаза. Я прекрасно понимаю, что это неправильно, но в тот момент ничего не могла сделать, чтобы не допустить этих мыслей. Хорошо, хоть словесно удержалась. Но хватит ли мне сил удержаться, когда мне будет 55 или 60?
Приходя к ним в гости (если пустят), смогу ли я не замечать непомытую посуду и неглаженое белье? Увидев сына недостаточно обихоженным, смогу ли не обидеться на невестку, не сделать замечание и простить ее?
Смогу ли я простить их, а главное, смогут ли мои невестки простить чудачества старой тетки и не пыхтеть от обиды на женских сайтах: «Опять свекровь, что делать, помогите!!!»
Настанет день, когда в моем доме поселится тишина. Не будет веселого гомона, басовитые крики: «Мам!!! Он взял мой сотовый!!!» — утихнут, и мне не надо будет искать по всему дому пару от носков и после каждого обеда перемывать гору посуды. Чего я боюсь больше всего? Оказаться ненужной своим детям. Оказаться ненужной не в том смысле, что со мной перестанут советоваться и спрашивать разрешения, а в том смысле, что я буду их раздражать одним своим существованием, мешать им жить.
Того, что под влиянием своих жен они забудут дорогу ко мне и не приедут ни на Рождество, ни на Пасху. И хотя говорят, что смысл воспитания состоит в том, чтобы научить своих детей обходиться без нас, родителей, мысль об этом все равно царапает сердце. Столько сил, столько труда, столько эмоций и души вложено в них, моих деточек. И оторвать их от себя — оторвать часть себя. Но сделать это придется…
Придется сделать это, и потом то и дело посматривать на телефон, выглядывать в окно, выходить на дорогу: не едут ли, не звонили ли…