Эта статья написана для тех, кто уже состоит в браке или собирается в ближайшее время это сделать. Слишком много недоумений и вопросов вызывает тема воздержания в супружеском общении.
Каждый неофит, едва придя к вере, твердо усваивает, что накануне среды, пятницы, субботы, воскресенья, великих и храмовых праздников, дни памяти особо чтимых святых, а так же во все посты супругам предписывается воздержание в интимном общении. Однако тут его могут ожидать неприятные моменты: он-то, уверовавший, готов взвалить на свои плечи бремя плотского поста, а вот супруг или супруга никак не соглашаются жить благочестиво и отвергают спасительный путь воздержания.
Вот тут-то и раскаляются нешуточные страсти. По одну сторону баррикад оказывается один супруг, точно поясом верности оградившийся от всяких посягательств неумолимым «духовник не благословил», а по другую — второй супруг, страдающий и мучающийся, да еще и возмущенный тем, что какой-то там духовник теперь контролирует его интимную жизнь.
Здесь, конечно, пыл новоиспеченных подвижников придется охладить. Воздержание – вещь полезная, воспитывает волю и одновременно является маленькой жертвой Богу. Некоторые еще и шутят, что оно является самым надежным контрацептивом. Так, да не так: все-таки в «процессе» задействованы двое, и, как не исхитряйся, то не получится блюсти супружеский пост только одному супругу.
Если кто-то отказывается от мяса – это его личное дело. Но если кто-то отказывается от интима ради поста, то он вынуждает поститься и вторую половину, а далеко не каждый супруг или супруга способны понести такой подвиг.
Желание соития для человека естественно, так же, как желание утолить жажду или голод, это один из инстинктов, данных нам Богом. Оно само по себе не греховно и не аморально. Поэтому призывы заниматься любовью исключительно ради зачатия, а то и вовсе жить с мужьями, как с братьями, мягко говоря, выглядят странными. Одно дело, если по обоюдному согласию супруги решили принести Богу такую жертву, как отказ от супружеского общения, такие примеры есть, мы их знаем. Но совсем другое дело, когда только один из супругов принимает такое решение и начинает тянуть за собой второго. Немало семей, которые разрушились из-за категоричного «в пост нельзя».
Проблемы по поводу супружеских постов чаще возникают в тех семьях, где верующим является только один из супругов, готовый ради своих убеждений вести едва ли не монашескую жизнь, в то время как второй упорно не понимает, с чего это постель теперь подлежит строгому расписанию. Большинству женщин воздерживаться проще, чем большинству мужчин, это связано с различной физиологией полов. Поэтому против воздержания чаще бунтуют мужья. Их можно понять – мужчина, не имеющий возможности удовлетворить свое желание, часто испытывает физический дискомфорт и даже боль в области ниже пояса, что естественным образом сказывается на его самочувствии и настроении. Многие женщины могут подтвердить, что в период воздержания мужья становятся более раздражительными, чаще срываются, ссоры возникают на пустом месте. Похожие явления, хотя и реже, возникают и у женщин. Если принять во внимание количество постных дней в году, периоды вынужденного воздержания во время КД жены, да еще то командировка, то болезнь, то получим более двухсот дней «поста», а это в итоге может привести к очень серьезным последствиям вплоть до поиска удовлетворения на стороне, к изменам и разрушению семьи.
Руководством к воздержанию для членов Церкви должны быть слова апостола Павла: Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. (1 Кор. 7, 2-7). На эти же слова указывает и 4-е и 13-е правила св. Дионисия Александрийского.
Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь?… Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно, можно и с женою совокупляться си молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее».
Запрет на венчание в посты связан вовсе не с запретом на интимное общение в эти дни, а ради ненарушения духа поста гульбой, песнями, шутками и весельем. Таким образом, неправомерно требовать от верующих воздержания в плотском общении в пост, и рассматривать факт такого общения в пост как грех тоже нельзя. Высказывания о воздержании могут восприниматься как рекомендация, предложение, а само воздержание – как дополнительный вид поста, но не правило, подлежащее неукоснительному исполнению. И тем более неоправданны высказывания о том, что в идеале православные супруги должны жить как братья с сестрами, и склонение к такому житию со стороны духовников.
Тем более по-средневековому глупо выглядят пугалки в духе «дети, зачатые постом, рождаются больными», что роды будут тяжелыми, что ребенок непременно умрет. Экие мы человеколюбивые христиане, если позволяем себе говорить такое женщине, ожидающей рождения малыша. И уж тем более мерзко слышать на приходах сплетни о том, что вот, «у Ивановых ребенок больной родился – видать, в пост зачали».
В заключении я хотела бы сказать, что как, когда и сколько должны определять только супруги между собой, а не батюшки, матушки и даже не духовники. Это как раз та сфера человеческой жизни, которая не нуждается в постороннем вмешательстве.
Что касается «узаконенного» воздержания, то 5-е правило Тимофея Александрийского предписывает супругам воздерживаться перед причастием, на основании этого 13-е правило св. Дионисия Александрийского указывает на необходимость воздержания в субботние и воскресные дни, исходя из чего и следует регламентировать супружеское общение.
P.S. от редакции: поскольку наш постоянный автор не потрудился снабдить свою очередную интересную статью соответствующей иллюстрацией, мы пытались исправить это своими силами. Редакционная мысль работала в следующем направлении: хорошо бы проиллюстрировать эту статью какой-нибудь классической картиной, воспевающей подвиг целомудрия и воздержания. На запросы «целомудрие» и «воздержание» в интернет-галереях были обнаружены целомудренный Иосиф и развратная жена фараона, Сусанна и старцы, мученица Фомаида, преподобный Моисей Угрин и другие святые подвижники, отказавшие даже ценой своей жизни тем, кто посягал на их девство или святость их брака. Вот только ни одной святой жены, отказавшей об брачного ложа мужу, равно как и святого мужа, воздерживающегося от законной жены, мы в мировой классике не обнаружили. Наверное, само это обстоятельство говорит о многом.