Здравствуйте.
Мне кажется, мой вопрос носит скорее психологический характер, нежели богословский. Простите.
Дело в том, что мне на протяжении многих лет периодически снятся сны о духовном мире. Воцерковлена я не столь давно, около трех лет, сны берут начало из детства. С воцерковлением же кошмары удвоили силу и частоту. Я много читала о мнении Церкви о таком явлении как сновидения, но очень сложно становится им, сновидениям, не верить. Особенно, оглядываясь на то, что последнее время сны стали больше напоминать бред или полубред. То есть, когда это происходит, я сплю настолько неглубоко, что осознаю и запоминаю реальность, но не управляю ни телом, ни разумом — так, как это происходит в глубоком сне.
Беспокоит же меня, прежде всего, страх, порождаемый такими явлениями, и усиливающийся нездоровый интерес к снам. Пожалуйста, посоветуйте, как православный психолог, что можно предпринять, чтобы уравновесить свое состояние? Как разграничить в вопросе сновидений, и нужно ли это, искушения духа и психологию (как животное свойство)?
Отвечает психолог Глеб Слобин:
Здравствуйте!
Насколько я понял из письма, Вам с детства периодически снятся кошмары «о духовном мире», которые после воцерковления стали чаще и сильнее. Так? Конечно, Вы читали, что Церковь советует осторожно подходить к рассмотрению снов, ни в коем случае не руководствоваться снами в своей жизни. Вместе с тем, сны иногда могут давать нам подсказку в метафорической форме о том, что происходит (или происходило) в нашей жизни, и на что мы в обычном своем состоянии не обращаем должного внимания.
Остерегусь давать какие-либо конкретные советы.
Мне кажется, что необходимо очень внимательно посмотреть на состояние своего здоровья и постараться оценить, насколько те нагрузки, которые Вы несете в повседневной жизни, влияют на Ваши сны, на их содержание, периодичность, глубину и т.п. И вообще, влияют ли?
Если же нет, то стоит сходить на прием к опытному психологу, чтобы разобраться в истоках этих снов и причинах их влияния на Вас. Надеюсь, что в совместной беседе Вы сможете найти пути и способы совладания с кошмарами.
Еще я обратил внимание на Ваше наблюдение о том, что «с воцерковлением же кошмары удвоили силу и частоту». Душа человека, приступающего к Таинствам, становится более «здоровой», если можно так выразиться, голос совести обычно начинает звучать громче, тем более что и сам человек начинает к нему прислушиваться. Как следствие, те наболевшие ситуации (тяжелые раздумья? детские травмы? нераскаянные грехи?), которые до поры «лежат нетронутыми» в глубине нашей души, начинают больше беспокоить нас, как бы обращая на себя наше внимание. Может быть, что-то похожее происходит и с Вами.
В любом случае, учитывая, что «беспокоит же меня прежде всего страх, порождаемый такими явлениями, и усиливающийся нездоровый интерес к снам», я бы Вам посоветовал не решать этот вопрос самой, а обратиться за помощью к священнику, а затем к психологу и врачу. Уверен, что Ваша активная позиция и такой «консилиум» приведут Вас к душевному равновесию.
Искренне желаю Вам мира душевного!