Как известно, время разбрасывать камни и время их собирать. Время влюбляться, находить свою половинку, венчаться, рожать детей и наслаждаться сладостными плодами брака — и время «менять рогатую кику на скромный платок», отказываться от мирских радостей, с грустью смотря в честное зеркало.
Кто бы спорил, в 50, 60 и даже дальше можно выглядеть почти юной — что с успехом доказывают и голливудские звезды, и наши дамы. Кто даст Мадонне 56 или Плисецкой – 89? Но стоит ли иллюзия молодости таких хлопот и затрат? Знаменитые «Бурановские бабушки» — ровесницы Мадонны, на эту тему по сети не первый год бродят фотоколлажи. Да, российские исполнительницы не «секси», вряд ли их украсят мини-платья с блестками и стразами, но их лица полны мудрости и добра. На деньги, вырученные от концертов, «Бурановские бабушки» заложили церковь в своём селе. Чем не достойное дело для женщин «осеннего возраста»? На склоне лет всегда полезно позаботиться о душе.
В Китае и в Японии много веков бытовала традиция — после определенного возраста мужчины и женщины передавали имущество детям, обривали голову и уходили в монахи, посвящая остаток дней молитве, медитации и поискам просветления. В древней Элладе, если верить Ефремову, ученые и художники, почуяв холодные шаги старости, торжественно принимали яд, до последних минут наслаждаясь компанией верных друзей и веселых подруг. В монашество после смерти мужей постригались многие русские царицы и знатные женщины допетровской Руси. В Российской империи одинокие и овдовевшие люди в зрелости тоже нередко принимали монашеский сан или становились монахами в миру, посвящая последние годы жизни добрым делам, помощи обездоленным и несчастным.
Советский Союз не приветствовал принятие священных обетов. Но в суровых государственных буднях одиноким, овдовевшим, разведенным и пожилым гражданам отводились свои места. Бабушки и дедушки помогали молодым семьям, растили внуков и младших племянников, пахали на дачах с огородами, чтобы как-то подкормить «молодежь», принимали на себя тяготы быта. Одинокие люди самоотверженно возились с детьми в подростковых клубах, работали с читателями в библиотеках, занимались общественной деятельностью… или тихо старели в своих углах. Вечера «для тех, кому за 30» были популярны у безмужних женщин 35-45 лет и любителей легких приключений, знакомства на курортах и в санаториях оставались курортными романами. А устраивать личную жизнь, перевалив за рубеж «ягодка опять», считалось, в общем-то, неприличным — о пенсии надо думать, о внуках, о дележе наследства, а не о какой-то там любви.
В наши дни, как уже говорилось, сохранять «товарный вид» удается достаточно долго — при должном уходе за собой, хорошем здоровье, небольшой помощи косметологов и пластических хирургов женщина минимум до 50 может сохранять «глянцевую» привлекательность. И продолжать поиски принца в те годы, когда её сверстницы лет этак двести назад начинали планировать свадьбы внуков. Другое дело — нужен ли ей принц? Чем дольше гнаться за молодостью, тем болезненней и острей ощущение близкой потери, тем тяжелее, натужнее выглядят попытки казаться юной красоткой. И мужчины это тоже чувствуют — их привлекает хмельной аромат перезрелого, осеннего плода, но за лакомой сладостью ощущается горечь потерь и разочарований. Те, кто взыскует молодости, рано или поздно уйдут к молодым. Означает ли это безнадежное одиночество для женщин, перешедших за середину жизни? Нет. Конечно же, нет.
С годами к человеку приходит мудрость. Не ко всякому, не всегда — но многие женщины и мужчины становятся снисходительнее к недостаткам ближних и учатся ценить достоинства, видеть за внешним несовершенством свет души. Сочетаясь браком в 20 лет, юные пары связаны по рукам и ногам социальными обязательствами — родить и поднять детей, реализовать надежды родителей, сделать карьеру, обзавестись имуществом и сбережениями. В «осеннем возрасте» все эти цели, ожидания и обязательства либо реализованы, либо признаны ненужными. И мужчины, и женщины в зрелости лучше понимают собственные потребности, желания, возможности и чувства, они могут позволить пожить «для себя», не беспокоясь, что по столь странному поводу думает княгиня Марья Алексеевна. И это их право — долги обществу они уже отдали.
Поздняя любовь — возможность посвятить себя близкому человеку и принять его близость без ложного стыда и юношеских комплексов, без гормональных бурь и личных трагедий. «Брак… это момент, когда восстанавливается, насколько это возможно в пределах падшего мира, то единство между мужчиной и женщиной, та целостность всечеловека, о которой говорится в начале книги Бытия», — сказал отец Антоний Сурожский. И союз двух зрелых людей — шанс избежать искушения и мук одиночества, приближаться к Богу вдвоем, воспитывать и совершенствовать душу, опираясь друг на друга, поддерживая друг друга в минуту слабости. Пламя поздней любви кажется менее ярким, но причина этому — лишь отсутствие внешнего блеска. «Я иду рядом с тобой по городу и горжусь, каждую минуту горжусь, что рядом со мной такая женщина», — такие теплые слова нашел для 60-летней мамы одной популярной блогерши её немолодой кавалер, когда вывез свою возлюбленную в Венецию. В позднем союзе найдется место и для душевного тепла, и для телесной близости — может быть, менее страстной, но более нежной и искренней. Умение любить — это искусство, в котором с годами лишь совершенствуются. И не стоит упрекать одинокую маму или отца, что на излете зрелости они решили отыскать себе пару.
Всем ли везет? Нет, для части людей одиночество на склоне лет более естественно, они предпочитают говорить с Богом или сами с собой. Другим приятней посвящать себя родственникам, находить отдушину во внуках — это тоже чудесно. Но когда появляется возможность отдать ближнему нерастраченный запас любви, поделиться теплом и принять чужую душу в ладони, бережно, как младенца или птенца — что в этом дурного? Человек, сохранивший душевную щедрость, молодой задор и горячее сердце, может встретить спутника жизни и в 90, и в 100 лет – самой старой супружеской паре, узаконившей свои отношения, на двоих больше двухсот. И для этого не обязательно молодиться, разворачивать время вспять — достаточно научиться принимать себя, любить и ценить, ухаживать за собой так же бережно, как и за близкими. Чем старше женщина, тем важней для неё индивидуальность образа, её собственные шарфики с брошками, особенные перчатки и кольца, манера поднимать или распускать волосы, носить шали или манто. Чем точнее она покажет себя, тем выше шанс встретить мужчину, который ищет её, а не картинку из глянцевого журнала.
Но не стоит забывать и о другом парадоксе нашего времени — о смещении возрастной планки. Наши современники позднее взрослеют, но и осень у них откладывается. В 35-45 лет многие женщины пересматривают своё отношение к жизни, родительские сценарии и успешность брачных союзов. Некоторые разводятся и снова выходят замуж, другие находят своего единственного человека и успевают привести в мир поздних, но желанных и долгожданных детей или усыновить малышей, подарив им семью. Случается, что красивая, умная и интересная женщина раньше времени старит себя, записывает в «бабушки», хотя на календаре у неё ещё лето — холодное, неприветливое, но лето. И только от настроя зависит — выглянет ли солнце хотя бы в канун сентября. Так бывает, главное не отчаиваться, не опускать руки, наполнять сердце любовью и щедро делиться ей, вставлять на стол свою свечу — пусть светит всем в доме. И однажды одиночество завершится радостным союзом, полным тепла и заботы… Если женщина этого хочет, конечно!