Я не уверена, подходит ли тема моего рассказа для этого сайта, но мне нужно с кем-то этим поделиться, а среди окружающих нет человека, который бы меня понял. Сейчас я пытаюсь разобраться в себе, кто я: лояльная к православию протестантка или православная в протестантской церкви.
Я родилась в православной семье. Ну как православной — номинально. Родным удалось пронести веру (какую никакую) через годы советской власти. Отрицания Бога в моей семье не было. Но не было и Бога Живого. В церкви до 17 лет я была от силы раз пять. Крещена в младенчестве. Дома есть иконы, мама и бабушка молились всегда, дедушка стал молиться только в последнее время, когда разные несчастья пришли в нашу семью, когда у него с бабушкой появились проблемы со здоровьем.
Всплывает воспоминание из детства. Я в гостях у бабушки, уже все легли спать, и я, засыпая, слышу бабушкины молитвы-причитания, почти со слезами, о всех нас: о ее детях, внуках, просьбы о прощении грехов. При этом в семье сохранялись (и сохраняются) какие-то языческие верования, суеверия, обычай плевать через левое плечо и стучать по столу, носить с собой бумажные иконки, которые «уберегут».
Не хочу дальше писать, что не так с моей семьей и почему я считаю, точнее считала, родных «псевдоправославными». Сейчас я уже не так категорична в оценивании степени веры и соответствия христианству людей, только Бог знает, что в действительности у человека на сердце, Ему судить. Я верю, что Господь выведет мою семью из этого.
В 15 лет я узнала, что моя троюродная сестра ходит в какую-то необычную церковь, протестантскую. В ее разговорах было очень много о Боге. Я тогда считала, что в Бога верить можно и даже нужно, но не настолько же! Однажды даже назвала ее сектанткой. Тогда это прозвучало так не потому, что церковь необычная, а потому что Бога много. Он был во всех сферах ее жизни, и это было для меня очень-очень странно.
Через несколько лет я сама стала прихожанкой той протестантской церкви церкви и являюсь ею и сегодня. С тех пор я разобралась во всем обилии современных протестантских течений, могу отличить баптиста от пятидесятника, пятидесятника от харизмата. Моя церковь — евангельская харизматическая. Некоторое время из того, что посещаю эту церковь, я активно участвовала в евангелизационном служении, но сейчас из-за учебы мне пришлось его оставить.
К православию прихожане моей церкви в общей своей массе относятся ровно, чуть-чуть снисходительно. На воскресном богослужении во время общецерковной молитвы мы молимся за всех христианство, и за протестантские церкви, и за православные, и за католические. Но большинство людей смущается из-за «стандартного набора», который в течение уже многих лет является предметом спора между протестантами и православными: иконы, заученные молитвы, молитвы святым, молитвы за умерших, поклонение Богородице. Часто считается, что «стандартный набор» — причина, по которой православные не знают Живого Бога.
Кто-то же из прихожан моей церкви неуверенно говорит, что, несмотря на все, если православные верят во Христа (что Он Спаситель) и живут по заповедям Его, то они спасутся. Еще я забыла включить в этот «набор» церковно-славянский язык, который якобы отталкивает от Бога людей: человек, зашедший в церковь, ничего не понимает и больше не приходит. Вот сейчас пишу это все и думаю: «Хорошо, на наших служениях человек понимает все, но почему-то тоже не остается, и церкви наши не переполнены. Значит, дело тут в чем-то большем, чем просто язык. Дело в Боге и в исключительном пути каждого человека к Нему».
Некоторое время я тоже смущалась этим «стандартным набором». Потом начала считать, что люди все (христиане) по-разному устроены, по-разному поклоняются и служат Богу. Кто-то через современное, иногда в стиле рок, как в моей церкви, кто-то через красивые, но непонятные Литургии как православные… Да, молятся они с иконами, ну и что? Удобно им так. Так, постепенно я стала приходить к мысли, что иконы и вера в Живого Бога могут мирно сосуществовать. Только придя к Богу и став протестанткой, я узнала что-то о православии, начала в нем разбираться, оно стало мне намного ближе и интереснее, чем когда я лишь номинально была православной.
Наверное, такому сочувствующему православию отношению способствовало то, что свою семью я всячески направляла к Богу, ко Христу и именно в православном ключе. Да, Новый Завет я привезла в современном переводе, чтобы было понятнее, но книги дарила православные: о Богородице, об Иоанне Кронштадтском…Молюсь за них, говорю им о Боге, о том, что надо верить Ему, полагаться на Него, исполнять Его заповеди…Конечно, какие-то положительные сдвиги есть, но не такие, какие бы мне хотелось. Но, как говорится, пути Господни неисповедимы…и всему свое время.
Где-то в конце октября-начале ноября этого года я прочитала статью одного православного священника, и…мне очень понравилось! Я впервые подумала, что священник может быть образованным, начитанным, разносторонне одаренным человеком. Видимо мною владел некий стереотип о недалеком человеке, о «попе» из сказки Пушкина. В единственном храме в моем городе в 90-х годах был именно такой священник, всегда немного пьяненький, хотя может он таким и не был, но люди говорили именно так, и так оно отложилось в моей детской памяти.
И я начала «копать» в православии. Оказалось, что православные — обычные люди, им не чужды вопросы семьи, здоровья, образования, жизни в России. И говорят они об этом так, что мне это понятно, что мне это близко. Тогда я занялась богословскими вопросами и начали один за другим рушиться мифы о православии — тот «стандартный набор», который разделяет православных и протестантов. Обратилась к книге А.Кураева «Протестантам — о православии», она мне во многом помогла. Хотя остались еще вопросы. Так я и не поняла, почему люди молятся об умерших, видно, дело в представлении о загробной жизни, но подробного объяснения я не нашла. Не смогу, если спросит убежденный протестант, рассказать в чем правильность, почитания Богородицы, но сердцем чувствую, что в этом ничего страшного нет. Я уже сама молилась Ей два раза, но пока непривычно это для меня.
Написала одному священнику, что нравится мне православие, он посоветовал мне не торопиться, подождать, подумать, предложил прочесть некоторые книги для понимания, что есть православие, походить на церковные службы. Вот я и думаю. Прошло максимум два месяца, а мне кажется — целая вечность. Молю Бога, прошу показать мне мой путь. Мою церковь, где я могла бы общаться с Богом, поклоняться Ему, молиться…
Православие ведь тоже не идеально, смогу ли я мириться с этими неидеальностями? Без помощи Бога не смогу. Мне хочется именно умом и сердцем понять, что надо быть в православии и понять, почему мне надо быть там. В своей церкви как-то не удалось установить близкие отношения с людьми, иногда чувствую себя в воскресение одинокой среди множества людей. Боюсь, что иду в православную церковь только за общением, боюсь, что не найду хороший приход и хорошего священника. В душе есть страх, что если я уйду сейчас из своей протестантской церкви, то я могу вообще так никуда не прийти, и вообще остаться за бортом христианской жизни. Боюсь, что православие для меня лишь очередное увлечение. У меня так бывает: танцы, книги, актеры. Поэтому и жду ответа.
Бог уже сейчас открывает мне какие-то вещи. Недавно зашла в храм. Женщина с охапкой свечей подошла к образу Спасителя, поставила свечу, и пошла дальше. Я ее действия сразу не одобрила, мне «обидно стало за Христа», ведь Он достоин миллиона таких свечей и даже больше. Я сделала вывод, что она так пробежит по храму и ко всем иконам по свечке поставит. Осудила ее. Потом вспомнила, что я борюсь с осуждением и попросила у Бога прощения.А сейчас пишу, и опять мысли: «А что плохого в том, что она всем свечи поставила? Главное, чтобы с верой это делала».
Тогда же я думала: «Как я смогу ходить в православный храм, когда у меня там на каждом шагу подстерегает искушение впасть в осуждение? Так может наоборот это и к лучшему? Буду бороться. Как я смогу быть в православии со всеми этими обрядами, свечами, иконами, мощами? Мне непонятно это и чуждо». И в этот же день или на следующий прочитала историю про Антония Сурожского и американскую православную женщину из его прихода. Женщина обратилась к нему за советом, как ей быть: не может она иконы целовать и к мощам прикладываться. Антоний Сурожский не стал давить на нее, сказал, что она может этого не делать, если душа не хочет, а просто ходить в храм, причащаться, молиться. И уже через год он увидел, как эта женщина целует икону. Может, это про меня?
За этими размышлениями я прочитала книгу про Силуана Афонского. Какой же он был замечательный! Благодаря старцу Силуану я учусь смирению, чтобы реже терять Божью благодать. Я учусь любить врагов, потому что именно эта любовь — свидетельство истинной христовой веры по мнению старца. Как много он пишет о Духе Святом! Я переживаю тоже самое, что переживал старец! А я то думала, что в православии нет места Духу Святому. Сейчас я читаю книгу Феофана Затворника про духовную жизнь. Как же все актуально! Будто написано про наше современное общество. Уже собралась дарить на Новый год эту книгу своей подруге, внешне далекой от христианства, но ищущей что-то внутри себя, в душе.
В завершении я не могу не написать про свою протестантскую церковь, чтобы у вас не сложилось впечатление, что я бегу из «секты», где все плохо. Все не так. Я благодарна своей церкви и тем людям, которые мне рассказали о Христе. Я мало, что о Нем знала, не знала самого главного, что я грешная и могу пойти за это в ад, а Иисус Христос, Любимый и Единственный Божий Сын пришел на землю и умер страшной смертью, взяв на Себя мои грехи, а потом воскрес. Только после принятия всего этого сердцем слова «Христос воскресе!» стали для меня реальностью. За многое другое я также благодарна этим людям, за их поддержку и доброту на моих первых шагах в Боге.
Но многое в своей церкви я со временем перестала понимать. Очень громкую музыку на прославлении, громкие молитвы, порой переходящие на крик, пастора и пресвитеров, реклама какой-то продукции для евангелизации (на продажу)… Не хочется впасть в осуждение. Все это как-то просто… Будто для детей, подростков, а мне нужно уже что-то иное. И это иное мне видится в Православии. Но не хочется идти в Православие только за тайной, мистикой, хочется все же идти туда вслед за Христом.
И еще. Маленькая женская мечта — хочу после своего венчания слышать звон колоколов.
Прошу у всех прощения, если мой язык при рассказе о Боге был слишком простым или непочтительным. Это произошло от незнания, а не пренебрежения Господом, Он — самое дорогое для меня.
Ася