Современный человек избыточен. Общество потребления победило нас, а мы и не заметили: человека стало слишком много. Судите сами.
Современный житель мегаполиса обвешан гаджетами: нноутбук, планшет, смартфон, фотоаппарат (желательно — зеркалка), а было бы еще неплохо прикупить читалку с функцией электронных чернил, чтобы не портить глаза…Увешан побрякушками: поскольку сейчас важно не кто ты, а что ты потребляешь, статусная ювелирка как нельзя лучше подчеркивает успешность владельца. Особенно сильна конкурентная борьба в офисных женских коллективах, конечно, если мы говорим не об учительницах, а о менеджерицах. Хотя…
Дальше – больше.
Квартира современного человека уставлена мебелью и бытовой техникой. Его шкафы забиты одеждой, а холодильник – едой. В гараже стоит машина (и хочется вторую!) в прихожей подвывает собака (породистая, с паспортом). В аквариуме на пятьдесят литров молча плавают дорогущие золотые рыбки. Если всего этого нет, то об этом активно мечтается.
Современные дети играют в прятки с говорящими зайцами-роботами (кого как, а меня в детских магазинах охватывает белая в черную крапинку зависть к нынешним малышам!).
В торговых центрах обитательницы мегаполисов со вздохами фотографируют на айфоны десятую дизайнерскую сумку, которую пока не могут себе позволить, потому что потратили всю зарплату на девятую. Или на туфли от сеньора Бланика или мсье Лабутана. Или на тот самый айфон, которым сейчас фотографируют.
И даже если у вас семеро по лавкам и все насквозь скромно и благотворительно, это не повод отмахиваться от проблемы. Приходится признать, что в современном обществе зачастую ты это не то, что ты создал. Ты это то, что ты потребил или собираешься потребить.
Немного статистики:
-за один год каждый из нас видит столько рекламы, сколько видели люди за всю свою жизнь в середине XX века;
-каждый из нас производит ежедневно мусора в два раза больше, чем 30 лет назад;
-сегодня объем потребления каждого человека в среднем в два раза больше, чем 50 лет назад.
Так живут не только купающиеся в деньгах жители мегаполисов. Многие из тех, кто не может себе позволить от души потреблять, со всей этой душой стремятся к подобному образу жизни. Достаток превращается в фетиш. А, с другой стороны, может ли быть иначе в обществе, где есть излишки, а смертельные опасности почти сошли на нет (ну кроме российской армии, бесплатной медицины и ситуации на Украине)?
В Советском союзе царил дефицит, и люди, которые помнят времена, когда колбаса была одного сорта и называлась просто «колбаса», вполне естественно хотят забыть о том времени. Вот они и набивают тележки в гипермаркетах продуктами, которые, возможно, попросту не успеют съесть за неделю. Отец моей подруги, архитектор, после распада Союза и беспредела 90-х наконец стал весьма прилично зарабатывать частными заказами – и теперь вся его семья периодически подвывает от того, сколько Николай Борисович привозит домой еды из какого-нибудь супермаркета, в который «чисто случайно» заехал «по дороге домой». Закупленная как на случай ядерной войны провизия лежит и портится, потому что съесть ее не успевают, но вот такой вот у отца семейства пунктик с самого конца 90-х: всего должно быть много.
Не скучно без
Многие общемировые духовные практики основаны на отказе от желаний и смирении своих страстей. Монахи всех конфессий вполне успешно живут без новинок мира моды и индустрии красоты, не снимают стресс шопингом и не копят на поездку на Мальдивы. Может быть, и нам есть, чему у них поучиться? Не для того чтобы превратить свою комнату в келью, а жизнь – в бесконечную череду молитвы и поста.
А для того чтобы лучше понять себя, выключить назойливую рекламу, захлопнуть глянцевый журнал, в очередной раз утверждающий, что в этом сезоне никак не обойтись без… И в наступившей внутри тишине разобраться – а что вам, личности, человеку, мужчине или женщине, действительно нужно.
Современный мир виртуозно умеет обманывать, приписывая нам желания, которых у нас на самом деле нет. Маркетологов можно понять: продавать – это их работа. Но у нее есть последствия, которые неблагоприятно воздействуют на психику человека. Самооценка того, кто прочно связал себя со своей способностью покупать, зависит от внешних вещей: она может упасть ниже плинтуса оттого, что заядлый шопер не может себе позволить что-то приобрести, даже если это что-то, по большому счету, ему не нужно. Зачастую такой психологический механизм работает по принципу «Все побежали – и я побежал». Так появляются маст-хэвы и ит-бэги — вещи, которые заполняют в человеке внутреннюю пустоту. Парадокс в том, что он, бедняжка, сам же ее и создает, полагаясь в формировании собственной личности на приобретения, а не на свершения.
Сегодня важны покупки, а не поступки. Как же понять, что нам необходимо на самом деле, а без чего можно и обойтись?
Из сердца вон!
В хит-параде, составленном путем нехитрого опроса друзей, знакомых и френдов в блоге, с существенным отрывом от прочих благ цивилизации победил телевизор. Опрошенные в голос утверждали, что без него их жизнь стала только лучше и насыщеннее. Телевизор съедает у нас время, которое мы могли бы потратить на общение с близкими и активную деятельность. Вместо этого мы проводим часы, пялясь в пластмассовый ящик и наблюдая за жизнью людей, которые не имеют к нам никакого отношения. Кроме того, ТВ навязывает мнение и формирует вкус. Например, транслирует певицу Нюшу или «Дом-2».
Опрошенные были суровы – второе и третье место после телевизора заняли Интернет (а что, тот же телевизор, только в профиль) и мобильный телефон. Да-да, тот самый, без которого мы сегодня не мыслим своей жизни и без которого вполне успешно обходились еще 10-15 лет назад. Между тем, ученые бьют тревогу – появилась даже своеобразная болезнь, номобофия (от английского no mobile phobia) – боязнь оказаться без мобильника. Больные даже в туалет и в постель берут с собой сотовые телефоны и заводят на всякий случай по два мобильника. По предварительным данным, две трети населения развитых стран подвержены этому психическому расстройству.
Постоянно находиться на связи – это постоянно находиться в состоянии стресса и повышать уровень кортизола в крови. Все же стоит время от времени выключать мобильный, вытаскивать мужа из-за компьютера, а сына из-за игровой приставки и устраивать семейные вылазки в зоопарк, кафе, музей, да просто на прогулку. И пусть весь мир – особенно электронный – подождет!
Если тройку лидеров опрошенные определили вполне уверенно, то первая десятка, а вернее тридцатка, на самом деле бесполезных вещей и явлений оказалась неожиданной.
В нее, по разным версиям, входят:
-френч-пресс;
-сигареты;
-алкоголь;
-наркотики;
-свадьба;
-религия (!);
-кофе и чай;
-соль и сахар;
-работа;
-джинсы;
-городской телефон;
-каблуки;
-распорядок дня;
-ежедневник;
-сериалы;
-брендовая одежда и обувь;
-синтетическая одежда и китайская обувь;
-часы;
-фен;
-памперсы;
-общественный транспорт;
-автомобиль;
-шумовка;
-фаст-фуд;
-дверной звонок;
-макароны;
-мозг;
-декоративная косметика;
-татуировки;
-зима (о да!)
Многие в свой личный список включили секс, но лично я слишком его люблю, чтобы отказываться от него даже на бумаге.
Мера всех вещей
На помощь заплутавшим в дебрях своих желаний несчастным человекам спешит наука.
Есть, к примеру, феноменология — философское антропологическое течение, возникшее в XX веке, которое изучает вещи такими, какие они есть, очищенными от шелухи смыслов. Основатель направления, философ Эдмунд Гуссерль в свое время выдвинул отличный лозунг: «Назад, к самим вещам!» И он вовсе не имел в виду заветные туфли на красной подошве. Гуссерль считал, что наше сознание способно играть с нами злые шутки и предлагал всем вспомнить, что стул – это просто стул, даже дизайнерский, даже трон, даже жидкий. Он предлагал непосредственно созерцать вещи и видеть их такими, какие они есть, очевидными. Фактически, по концепции Гуссерля, каждый человек уподобляется Адаму или Еве, впервые вступившим в этот мир и с любопытством оглядывающимися. Они вновь называют вещи – диван, пылесос, любовь, свобода – вкладывая в них свой собственный, уникальный, а не навязанный кем-то смысл. Узнавая мир вокруг заново, можно таким образом познать и самого себя, выяснив, что значат и насколько ценны для вас лично какие-то вещи.
Знаменитый австрийский психолог-экзистенциалист и психиатр Виктор Франкл прославился книгами «Человек в поисках смысла» и «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере». Он основал логотерапию – течение в современной психологии, которое утверждает, что счастье человека – не в погоне за удовольствиями, а в поиске и нахождении смысла собственной жизни. Книги Франкла четко дают понять: вам не удастся унести с собой в могилу «лучшую в городе пасту» — что там, даже лишний вес, приобретенный за счет фаст-фуда или мишленовских ресторанов, забрать на тот свет не получится. А вот личный опыт, сын ошибок трудных, радости и горести любви, плоды творчества – это то, что делает человека человеком, то, что остается после него в веках. И то, что остается с ним в вечности.
Мир вещей сегодня претендует на то, чтобы являться миром наших смыслов. Нас гарантируют сделать лучше лак для ногтей, скраб для лица и лосьон для тела. Мужчинам повысить их статус обещают новый гаджет или машина (впрочем, до кремов они тоже уже добрались). Я, упаси боже, не призываю всех высокодуховно пахнуть потом и не брить ноги, каждый день размышляя о том, что все тлен.
Дело лишь в том, чтобы все-таки перенести точку сборки с внешнего на внутреннее. Ведь можно приобретать – и приобретать с удовольствием, но не зависеть от покупок. А зависеть оттого, что так старомодно называют вечными ценностями – веры, надежды, любви. Дружбы, привязанности. Творчества. Свободы. Свободы быть человеком, а не красиво упакованной и ко всему, в сущности, равнодушной пустотой.